Аптеки завалены поддельными лекарствами

690
Аптеки завалены поддельными лекарствами

О лекарствах-подделках в Украине говорят нечасто. В СМИ такие истории попадают от силы несколько раз в год. Очередное громкое заявление о фальсифицированных лекарствах было сделано в августе. Сотрудники МВД сообщили, что в Василькове прекращена деятельность подпольного цеха, в котором изготавливались такие подделки. Здесь и «обновляли срок годности просроченных лекарств, и фасовали дешевые таблетки в упаковки от дорогих. Значительная часть такой «продукции» уже разошлась по торговым сетям. Госинспекция по контролю качества лекарственных средств (Гослекинспекция) направила, конечно, предписания аптекам изъять фальсификат из оборота. Но сколько таких «лекарств» уже было продано? По данным правоохранителей, цех действовал минимум три года.

Понятие «фальсификат» в законе о лекарственных средствах вообще отсутствует. На сайте Гослекинспекции в разделе «Нормативные документы» помещены предписания аптекам и медучреждениям изъять тот или иной препарат из оборота, и предписаний таких выдается порой больше сотни в месяц. Но большинство запретов – даже на смертельно опасные фальшивки – формально выданы из-за проблем со сроками регистрации препаратов и действуют временно. До населения же эта информация не доходит: в аптеках ее не вывешивают, а с выпиской из сайта за анальгином или валерьянкой никто не пойдет. И как выполняют аптекари приказы Гослекинспекции, не проверишь.

Видео дня

«Из-за разбавленного препарата потеряли много детей»

Между тем медики-практики рассказывают страшные вещи. По словам Сергея, бывшего врача, лет 5 назад с одним из фальсификатов столкнулись детские онкологи.

– Препараты, ускоряющие образование кроветворных клеток, вводят после агрессивной химии, – рассказывает он. – Долгое время в украинских клиниках пользовались немецким препаратом из этой группы, но потом государство стало закупать якобы его аналог от другого производителя, из страны поближе. И очень скоро медики стали замечать, что он «не работает». Лабораторный анализ показал, что действующего вещества там содержалось ровно вдвое меньше, чем требуется. Похоже, это был тот же самый немецкий препарат, только разбавленный. Тогда потеряли много детей…

– Перед врачом встала дилемма. Сказать родителям «купите немецкий препарат», когда есть бесплатный аналог, – гематолога обвинят в какой-то заинтересованности. А колоть две дозы врач не мог, ведь есть протокол лечения, отступать от которого нельзя, – рассказывает Сергей.

«Лидокаин? Уж лучше наркотик вколоть…»

Медики говорят, несколько лет назад в их узких профессиональных кругах был нешуточный скандал с местным анастетиком лидокаином. Его отголоски попали в прессу в виде леденящих кровь рассказов из разных регионов о странных смертях в креслах стоматолога или гинеколога. Здоровые люди после введения этого препарата внезапно умирали. Кто винил врачей, не предугадавших побочные действия препарата, кто – самих пациентов, которые, оказывается, втайне страдали от каких-то опасных болезней. Но медики уверены: странные внезапные смерти напрямую связаны с качеством лидокаина.

«Ни на какую аллергию это не было похоже. У пациента была остановка сердца, – говорит один из врачей. – Врачи потом предпочитали пользоваться даже наркотиками, как-то списывая их, только бы не применять лидокаин. И до сих пор многие им не пользуются. Ставки слишком высоки…»

Официальные власти, понятно, «ничего такого» в препарате не обнаружили. Мало того, врачам под разными благовидными предлогами, в том числе и чтобы не нагнетать панику среди будущих пациентов, было велено маскировать смерти от лидокаина.

Опасный анестетик по-прежнему в аптеках

Или вот пример с другим анестетиком одной из индийских фирм. В прошлом году в гинекологические отделения разных лечебных заведений стали поступать пациентки с одинаковыми симптомами: повышенная температура, мышечные боли, низкое артериальное давление. Диагнозы всем ставили разные, иногда просто «неврологические нарушения». Но всех этих женщин объединяло одно: плохо им становилось через час или два после посещения кабинета гинеколога, где им проводили небольшие операции с местной анестезией.

Никаких выводов о запрете или хотя бы проверке подозрительного препарата на государственном уровне сделано не было. Отговорка у чиновников была «солидная»: плохо пациенткам ведь стало не в кресле гинеколога, а уже после… Одному из врачей, который пытался в официальных инстанциях получить заключение о непригодности этого препарата, ответили примерно следующее: «Плохо становится десяткам людей, но вы никогда не докажете, что виноват препарат». «А я уверен: если у пяти или шести моих пациентов наблюдались одинаковые симптомы, это не совпадение. С препаратом явно что-то не в порядке», – говорит он.

Из продажи этот препарат пропал всего пару месяцев назад. Хотя, возможно, в лечебных учреждениях до сих пор пользуются старыми запасами. Врачи говорят, препарат не прошел перерегистрацию, но, по их информации, сейчас фирма сменила свое название и намерена зарегистрировать этот препарат также под новым именем. Не исключено, что опасное лекарство скоро снова появится в аптеках.

Впрочем, под другим названием оно продается по-прежнему, и производителем его значится… один из киевских фармзаводов. Название завода крупными буквами написано на упаковке, а внутри, на вкладыше, мелким шрифтом, что препарат выпущен в Индии, а в Киеве только расфасован.

Подозреваются легальные фармацевты

Самое страшное, что, по мнению экспертов, зачастую производством фальсификата занимаются сами фармацевтические компании, производящие препараты-оригиналы. Сбывают фальшивки и вперемешку с оригинальным препаратом, и отдельными партиями с сертификатом от настоящих лекарств. И поверить в это заставляют простые размышления: человеку «со стороны» сложно раздобыть специальную тару в промышленных масштабах, технику, необходимую для производства лекарств, и повторить технологию изготовления препарата.

А государственные службы, по мнению врачей, не только не спешат избавлять нас от подобных «лекарств», но и тщательно скрывают данные о небезопасных препаратах.

Единого органа, который бы контролировал качество продаваемых лекарств, в Украине не существует. По закону, «специальным органом госконтроля» качества лекарств является Гослекинспекция. Но она проверяет только «официальные» лекарства: те, которые производятся на легальных предприятиях и продаются в легальных аптеках. Причем по закону о своих визитах «контролеры» обязаны предупреждать аптеки и предприятия за 10 дней. Разумеется, за это время производители и продавцы фальсификата даже не спеша успеют замести все его следы. Регистрирует лекарства, одновременно проверяя соответствие состава заявленному, уже другой орган – Фармакологический центр. Но он исследует лишь небольшие партии лекарств, специально переданные для сертификации. А после регистрации препарата за соблюдением пропорций он уже не следит. А вот нелегальных производителей и поставщиков лекарств должны вылавливать милиция и таможенники. Понятно, гарантии, что отлавливают всех, не даст никто. Есть еще ряд подразделений, которые так или иначе имеют отношение к проверкам качества лекарств. Но в целом у семи нянек дитя получается без глазу.

Вообще, знакомые фармакологи говорят, что индийских лекарств они не признают и сами стараются пользоваться препаратами, изготовленными в Германии, Франции и Словении. Они, говорят, более очищенные, их производители лучше следят за появлением подделок и своими силами борются с ними.

В Гослекинспекции уверены, что основанная масса фальсификата попадает в нашу страну из-за рубежа. В частности, завозится контрабандой в виде продукции «инбалк». «In bulk» в переводе с английского означает «без упаковки», «сваленный в кучу». Если кто не понял, это нерасфасованные препараты, иначе говоря, таблетки в мешках и микстура в бочках, которые уже здесь, у нас в стране, фасуются и отправляются в аптеки как собственная продукция отечественных предприятий.

За отраву – штраф 17 грн

Сейчас в Уголовном кодексе предусмотрена ответственность лишь за производство и реализацию «ядовитых или сильнодействующих лекарственных средств». А мел в фальшивой таблетке-плацебо – ну какое же это «ядовитое» или «сильнодействующее» средство? Получается, производство таких подделок – никакой не криминал, а так себе, мелкое административное правонарушение. И наказание за это – от 1 до 18 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан: от 17 до 306 грн. Для сравнения: такое же максимальное наказание предусмотрено для наркоманов, отказывающихся от медобследования, и для продавцов, не желающих показывать покупателям сертификаты на свои товары.

В 2008 году в Верховную Раду был подан законопроект депутатов Юрия Гайдаева и Виктора Коржа, предлагающий считать производство любых фальсифицированных или некачественных лекарств уголовным преступлением. Если он будет принят, за производство, транспортировку, хранение и реализацию некачественных лекарственных средств станут взимать уже 500–1000 минимумов или лишать свободы на срок до 3 дет. А если больной умер от таких лекарств, тут уж, без всяких штрафов, тюрьма от 5 до 10 лет с конфискацией имущества.

Правда, на наш взгляд, и в этом законе имеется лазейка для нечистых на руку дельцов. Дело в том, что производство, транспортировка, хранение и реализация «фальсификатов в небольших размерах» по-прежнему относятся к административным правонарушениям и влекут за собой штраф от 10 до 500 минимумов. А определять, что же такое «небольшие» или «большие» размеры, еще будет Минздрав. Может, партии лекарств, производившихся в Василькове или убивавших онкобольных детей, и не попадут в разряд «крупных»…

ВСЕ КАТЕГОРИИ «ЛЕКАРСТВ-ОБМАНОК»

1. Контрафакт (контрабанда).

Лекарства, ввезенные на территорию страны в обход таможенных процедур. Не обязательно плохого качества, но никто это не контролирует.

2. Брак.

Препараты, которые испортились из-за неправильных условий транспортировки или хранения. Изымут ли такие лекарства из продажи, зависит от добросовестности фармацевтов.

3. Просроченные.

Лекарства, срок годности которых истек. По закону, они должны быть сняты с продажи, но часто такие партии попадают к фальсификаторам, которые переупаковывают и переписывают срок годности.

4. Собственно фальсификат

Пустышка. В таком препарате нет никакой лекарственной субстанции. Часто это мел в виде таблетки, стрептоцид или другое «не вредное» вещество.

Имитация. «Лекарства», в которых действующее вещество заменено более дешевым аналогом.

Копия. Пропорции препарата-оригинала выдержаны, но лекарственные субстанции такого препарата закупаются в виде имбалка в странах с сомнительной фармацевтической репутацией (восточных, восточноевропейских), и качество этих субстанций никто не контролирует.

Измененный препарат. Действующее вещество то же, что и в оригинале, но в меньшей дозировке. Часто это просто разбавленное качественное лекарство, пишет Газета по-киевски.

disclaimer_icon

Материалы на этом сайте рекомендованы для общего информационного использования и не предназначены для установления диагноза или самостоятельного лечения. Медицинские эксперты MedOboz гарантируют, что весь контент, который мы размещаем, публикуется и соответствует самым высоким медицинским стандартам. Наша цель – максимально качественно информировать читателей о симптомах, причинах и методах диагностики заболеваний. Призываем не заниматься самолечением, а для диагностики заболеваний и определения методов их лечения советуем обращаться к врачам.

Популярные врачи

Лекарства